АО «КНИАТ»

Новости КНИАТ



60 лет АО "КНИАТ"

                                                                         

Постановление 28.png        

В этом году исполнилось 60 лет со дня образования Казанского филиала научно-исследовательского института авиационной технологии и организации производства (КФ НИАТ), преобразованного в 2015 году в АО «Казанский научно-исследовательский институт авиационных технологий» АО «КНИАТ».

Приказом № 385 от 21 ноября 1958 года Председателя Государственного Комитета Совета Министров СССР по авиационной технике (ГКАТ) по представлению Совета народного хозяйства Татарского экономического административного района предписывалось образовать Казанский филиал НИАТ. 

Этот приказ был подкреплен Постановлением №28  от 28 января 1959 года Совнархоза Татарского административного района о создании в г. Казани филиала Научно-исследовательского института авиационной технологии и организации производства (КФ НИАТ).




выставка.jpgВ рамках пропаганды научно-технического прогресса, внедрения новых технологий и обмена опытом на предприятиях приказом головного института № 38 от 13 февраля 1960 года создана и организована работа постоянно действующей  всесоюзной отраслевой выставки авиационных технологий.

         



          Директивными документами была поставлена задача по созданию условий для широкой организации научных исследований, укрепления научной базы, на которую могли бы опираться закреплённые  предприятия отрасли в своей работе по техническому прогрессу. Головным институтом (НИАТ, г.Москва) ставилась задача перед Казанским филиалом самостоятельно и оперативно решать все технологические проблемы на предприятиях Казанского авиационного куста и отрасли в рамках специализации. Работа финансировалась за счёт хозяйственных договоров с предприятиями и государственного бюджета.

         С начала организации и до 1990 года институтом велась интенсивная работа на предприятиях авиационной промышленности по освоению производства новых изделий. Так для Казанского вертолётного завода были разработаны технологии, спроектировано 26 наименований специализированного оборудования для производства лопастей вертолётов МИ-8, МИ-17 и их модификаций, а также лопастей из ПКМ для новейших вертолётов МИ-38. Выполненный институтом комплекс работ по уменьшению материалоёмкости, трудоёмкости, себестоимости деталей, узлов, агрегатов и повышению технического уровня вертолётов МИ-8, МИ-17 и их модификаций позволяют заводу и сегодня конкурировать на мировом рынке с выпускаемой продукцией.

       Большой объём работ проводился с КАПО им.Горбунова (ныне КАЗ им.Горбунова) по разработке новых и совершенствованию существующих технологий по изделиям ИЛ-62, внедрение станков с ЧПУ, создание специализированных участков штамповки крупногабаритных деталей с использованием взрывчатых веществ и электрогидравлического эффекта. Огромная работа проведена по освоению производства самолётов ТУ-22 и ТУ-160, где институт являлся одновременно основным звеном по оперативной координации деятельности академических институтов, отраслевых НИИ, опытных заводов ГТУ МАП, участвующих в работе и исполнителем по технологии сварки и термообработки крупногабаритных деталей и узлов из титана, стендовой сборки, нормирования, обработки деталей на станках с ЧПУ, автоматизации стендовых испытаний систем изделий.

        Внедрённая на Казанском моторостроительном производственном объединение система «КАСКАД», позволила повысить объективность и качество контроля авиадвигателей (НК-8 и его модификаций). Совместно с Казанским авиационным институтом (КНИТУ им.А.Н.Туполева) выполнена и внедрена работа по формообразованию крупногабаритных кольцевых заготовок из листовых титановых сплавов с применением индукционного нагрева, что позволило повысить КИМ (коэффициент использования материала) в 4-5 раз. Разработана, спроектирована и внедрена технология ремонтного производства ГТД (технологии ремонта лопаток, роторов компрессоров, упрочняющей и чистовой обработки деталей, клёпально-сварных узлов, создана линия поточно-стендовой сборки ремонтных двигателей и др.).

         Несмотря на сокращение авиационной тематики в 90-е и начале 2000-х институт наряду с сохранением традиционных научных направлений развивает и новые – технология производства складчатых конструкций, информационные технологии. Продолжают также совершенствоваться технологии и изготовление оборудования и оснастки для упрочнения особо ответственных деталей, постановки болт-заклёпочных соединений, проектированию и изготовлению технологического оснащения, автоматизации контроля, испытаний. Значительное развитие получили работы по подготовке и переподготовке кадров для работы в рыночных условиях, а также новые организационные формы взаимодействия науки, производства и предпринимательства – в 1997-2000 г.г. создан при поддержке Фонда содействия инновациям и успешно функционирует инновационно-технологический центр – ИТЦ-КНИАТ, в стенах которого получили своё развитие такие инновационные фирмы как Элепс, МВЕН, Atlas и многие другие.

         В настоящее время среди развиваемых технологий и новых направлений можно выделить следующие:

1.   Технология электролитического формования деталей  (гальванопластика). Процесс заключается в гальваническом осаждении никеля из различных электролитов на форму с последующим отделением ее от осадка и  широко применяется для изготовления объемных тонкостенных конструкций сложной формы. По этому направлению АО «КНИАТ» тесно сотрудничает с ПАО НПП «Аэросила» в части изготовления защитных никелевых накладок для лопастей самолётов.

2.   Прессы глубокой вытяжки. Предназначены для выполнения различных операций холодной штамповки листового материала: обычной вытяжки с постоянным прижимом заготовки, калибровки, формовки и глубокой однопереходной вытяжки полых деталей (размер до 800 мм, глубиной до 300 мм), имеющих сложную пространственную форму, с преднамеренным образованием и разглаживанием гофров на фланцевой части заготовки при непрерывном ходе пуансона. Специализированные современные прессы поставлены на Казанский вертолетный завод, Казанский агрегатный завод, модернизирован пресс 1974 г. выпуска на Казанском заводе «Электроприбор».

3.   Панели шумозащитные, звукопоглощающие и звукоизолирующие «ЭХОФОН» (облицовка стен и потолков производственных и административных помещений, ограждающие акустические экраны). Работы по оснащению производственных цехов выполнены на АО «МВЗ им.М.Л.Миля», ПАО «КВЗ», АО «ААРЗ», ПАО «ОДК-УМПО», ПАО «КАЗ им.С.П.Горбунова – филиал ПАО Туполев»  и других.

4.   Автоматизированный  лабораторный комплекс «Аскон-1-КНИАТ», предназначенный для определения величины остаточных напряжений в плоских образцах, вырезаемых из ответственных деталей.

5.   Пневматические пресса для установки болт-заклёпки.

6.   Приборы неразрушающего контроля. Предназначены для выявления поверхностных дефектов, измерения и контроля толщин стенок, измерения толщин гальванопокрытий. На постоянной основе осуществляются работы по диагностике, поверке, ремонту, а также изготовлению новых приборов для СПб ОАО «Красный Октябрь», ПАО «Кузнецов», АО «СМПП», ПАО «Протон-ПМ», КнААЗ им.Ю.А.Гагарина, ПАО ААК «Прогресс», ООО «Молот-Оружие», ПАО «ОДК-УМПО», АО «ОДК-ПМ».

7.   Разработка проектов технологического оснащения и организации рабочих мест.

8.   Разработка управляющих программ для станков с ЧПУ с применением программных комплексов (Siemens NX) с отработкой и внедрением на оборудовании.

9.   Технологический аудит предприятия.

10. Инжиниринговые услуги.

11. Ведутся научные работы по изготовлению токопроводящего композиционного материала для нужд общего и специального машиностроения.

12. Ежегодно проводится Международная научно-техническая конференция «Инновационные машиностроительные технологии, оборудование и материалы» (МНТК «ИМТОМ»).

Здание КНИАТ.jpg

 

Отмечая свой юбилей, институт набирает новый опыт и силы для дальнейшего научного и производственного развития на благо авиационной и смежных отраслей промышленности РТ и РФ.

 

 

      

       

29.01.2019

Возврат к списку